Публикации
Полезные советы
Энциклопедии
Школа мастерства
Каталог сайтов
Женский портал
CasinoBestAU.com

TRI желания

Эльдорадо





Юмор
Развлечения
Затейник
Сценарии от Зайцева

Карусель

Фауна




Главная
Фото & Видео
Сауны
Карта сайта
Свадебный марафон
Информационно-познавательный портал
Услуги
Магазины
Афиша
Выставка
Артисты

Имидж и красота
Ривьера
С легким паром!
Виктория
Массаж и релакс
Шелковый путь
Будь здоров!
Вэлл Дан

Публикации / Приключения / История пиратства /
Карстен Роде: корсар Московского государства
Автор: Александр ЛИПОВСКИЙ

Источник: журнал Колумб № 5 (2005)

Размещение на сайте – май 2005 г.



Многие европейские страны в XVI веке пользовались услугами каперов, «государственных» пиратов, которым поручалось грабить вражеские корабли и охранять свои. Наверное, самым знаменитым корсаром на государственной службе был Френсис Дрейк, прославившийся своей жестокостью по отношению к испанским морякам, совершившим вторым после Магеллана кругосветное путешествие и посвященный в рыцари английской королевой Елизаветой. Но свои каперы были не только у известных на весь мир морских держав.

Заняв во время Ливонской войны в 1559 году Нарву, московское государство получило выход к Балтийскому морю. Купеческие суда, которые до этого были вынуждены плавать вокруг Скандинавского полуострова в Баренцево море, теперь могли в несколько раз сократить свой путь. Но поскольку морского флота у страны еще не было (единственная флотилия имелась лишь у астраханского воеводы), купеческие суда на Балтике постоянно подвергались нападениям со стороны польских и шведских каперов, да и просто пиратов. У царя Ивана IV Грозного было две возможности противостоять этому: или быстро построить собственный флот на Балтике, или же пригласить к себе на службу каперов со стороны. Иван Грозный выбрал второй вариант, а отцом русского флота стал прорубивший «окно в Европу» царь из следующей династии.

Русским послам в Европе был отправлен тайный приказ найти человека, имеющего авторитет среди моряков и знающего не понаслышке о морских сражениях. Они выбрали Карстена Роде, авантюриста из Дании. Как и Московия, это государство тоже вело войну со Швецией. По-видимому, переговоры царя с пиратом велись через третьих лиц за пределами страны, однако не исключено, что Роде все же посетил русскую столицу и имел аудиенцию у самодержца. Так или иначе, Карстен Роде согласился заниматься морским разбоем на Балтике во благо Русского государства и ради собственной выгоды.

Датчанин получил официальное звание «царского морского атамана». В государственном архиве Копенгагена до сих пор хранится подлинник каперского патента - грамота, выданная Иваном Грозным Карстену Роде. Эта бумага наделяла его полномочиями вести военные действия на море от имени России: «...силой врагов взять, а их корабли огнем и мечом сыскать, зацеплять и истреблять, согласно нашего величества грамоты... А нашим воеводам и приказным людям того атамана Карстена Роде и его скиперов товарищей и помощников в наши пристанища на море и на земле в береженьи и чести держать, запасу или что им надобно, как торг подымет, продать и не обидеть». По условиям договора, Роде должен был передавать царю каждое третье захваченное им судно и по лучшей пушке с двух остальных. Кроме того, в государственную казну должна была поступать и «десятая деньга» от продажи всех захваченных товаров.

Прибыв в 1569 году в город Аренсбург на острове Эзель (ныне - эстонский Сааремаа), Роде оснастил и вооружил дюжиной пушек небольшое одномачтовое судно и, набрав команду из 35 человек, вышел в море. Первый же рейд принес каперам успех: им удалось захватить два грузовых судна и шведский военный корабль. Бой со шведами был тяжелым: первым же орудийным залпом они серьезно повредили пиратский корабль. Тонущее судно сумело подойти вплотную к шведскому кораблю, а пираты - взять его на абордаж и перебить команду. В течение первого месяца Карстену Роде удалось захватить еще 13 кораблей.

Планировалось, что база каперской флотилии будет находиться в Нарве. Сюда же Роде должен был приводить захваченные корабли. История умалчивает, сколько кораблей, пушек и товаров досталось русскому царю. Известно лишь, что в Нарве стояли не только частные суда, но и принадлежавшие казне, хотя сами каперы там почти не появлялись. Конвоировать захваченное судно к нарвским берегам оказалось крайне неудобно, поскольку каперы промышляли преимущественно в южной части Балтийского моря. К тому же проводка судов к Нарве была связана и с риском нападения шведских кораблей, а пираты всегда предпочитали грабить торговые корабли и не иметь дел с военными. Поэтому они базировались на острове Борнхольм и в других датских портах. Захваченные корабли, преимущественно торговые суда, пополняли каперский флот Московии. За три месяца Роде обзавелся целой эскадрой, насчитывающей почти три десятка кораблей. Он неоднократно требовал у царя людей и пушек. Наряду с датскими и немецкими моряками экипажи пополнялись пушкарями Московского приказа и архангельскими поморами.

Неизвестно, стало ли более спокойным плавание по Балтике для русских купцов и торговавших с Московией англичан и голландцев, но для купцов из Швеции, Речи Посполитой, а также из вольного города Данцига оно точно стало опаснее. Они терпели ощутимые убытки от набиравшего силу морского разбойника. Власти этих стран несколько раз устраивали настоящую охоту на флотилию «царского морского атамана». Но опытный пират, которому сопутствовала удача, всегда уходил от посланных за ним военных кораблей. Лишь однажды шведам удалось захватить несколько его судов.

Однако в 1570 году после заключения мирного договора между Швецией и Данией русские начали утрачивать свое влияние в Прибалтике. С Речью Посполитой было заключено перемирие на три года. Грамоты Ивана Грозного, выданные только на период военных действий, утратили свою силу. К тому же с потерей единственного выхода на Балтику контролировать капера и брать с него положенный оброк стало попросту невозможно. Но прекращение службы у русского царя не мешало Роде продолжать заниматься морским разбоем. В погоне за добычей он начал грабить уже и корабли датчан. 22 сентября 1570 года датский король Фредерик II велел арестовать распоясавшегося капера. По прибытии в Борнхольмский порт он был схвачен и помещен под стражу сначала в королевский замок в Гале, затем препровожден в тюрьму Копенгагена, где находился до 1573 года.

О дальнейшей судьбе русского капера ничего не известно. С арестом Роде была расформирована и его победоносная флотилия, просуществовавшая немногим более четырех месяцев.

Через некоторое время русский царь вспомнил о своем флотоводце и в 1576 году направил датскому королю письмо, в котором говорилось: «Лет пять или более послали мы на море Карстена Роде на кораблях с воинскими людьми для разбойников, которые разбивали из Гданска на море наших гостей. И тот Карстен Роде на море тех разбойников громил. 22 корабля поймал, да и приехал к Борнгольму, и тут его съехали свейского короля люди. И те корабли, которые он поймал, да и наши корабли у него поймали, а цена тем кораблям и товару пятьсот тысяч ефимков (талеров). И тот Карстен Роде, надеясь на наше с Фредериком соглашение, от свейских людей убежал в Копногов (Копенгаген). И Фредерик король велел его, поймав, посадить в тюрьму. И мы тому весьма поудивились». Так что большая часть пиратской добычи досталась не Московии, а Датскому королевству. А первая попытка России закрепиться на Балтике потерпела неудачу.
Публикации / Приключения / История пиратства /
Теннис Урал
Твой мир
Горный Щит
Массажисты Урала

2005-2007 ©
2005-2007 ©
Досуг в Екатеринбурге: Рейтинг сайтов

Реклама: