Публикации
Полезные советы
Энциклопедии
Школа мастерства
Каталог сайтов
Женский портал
CasinoBestAU.com

Пять шаров

Евротель





Юмор
Развлечения
Затейник
Сценарии от Зайцева

Жара

ЭлитКэт




Главная
Фото & Видео
Сауны
Карта сайта
Свадебный марафон
Информационно-познавательный портал
Услуги
Магазины
Афиша
Выставка
Артисты

Имидж и красота
Беверли Хиллз
С легким паром!
Карибы
Массаж и релакс
Трина
Будь здоров!
Колибри

Публикации / Приключения / По следам экспедиций /
Ледовые терзания Джона Франклина
Автор: Александр ВОЛОДЕВ

Статья опубликована в журнале Колумб № 4 (2005)

Размещение на сайте – апрель 2005 г.



19 мая 1845 года при огромном стечении народа из устья Темзы на поиски Северо-Западного морского пути отправились корабли полярной экспедиции знаменитого путешественника и ученого Джона Франклина (1786 – 1847), которую газеты того времени называли обреченной на успех и самой дорогостоящей из всех осуществленных Англией ранее.

Размах и впрямь впечатлял. Два судна - «Террор» и «Эребус» - имели корпуса повышенной прочности, изнутри и снаружи обитые кованой медью и сталью. Ход обеспечивали как паруса, так и мощные паровые машины. В распоряжении 130 моряков имелась библиотека из 1500 томов, дюжина шарманок, спортивные снаряды, специального покроя костюмы на гагачьем пуху. Адмиралтейство, «дабы создать уют домашней обстановки», распорядилось во время трапез в кубриках, обитых красным деревом, использовать столовое серебро и сервизы расписного китайского фарфора. Провиант был высококалорийным, запаянным в жестяные тубы и запрессованным в просмоленные бочки. Концентрированный лимонный сок, гранулированный черный шоколад, соленый чеснок, жир печени трески должны были уберечь от цинги и трахомы. «На трогательную заботу о нас мы ответим адекватно - найдем искомое, столь необходимое монархии», - пообещал перед отплытием Франклин.

Но сказано - еще не сделано. Во второй половине 1847 года, когда экспедиция должна была с победой вернуться, у всех, кто был не понаслышке знаком с коварством северных широт, появилось предчувствие беды. Годом позже, весной, по следам Франклина отправился первый поисковый отряд.

С 1849 по 1850 год организовали 40 спасательных экспедиций, в которых задействовали 11 наиболее совершенных военных кораблей. Не осталась в стороне и жена полярника - леди Франклин. «Я вступила в переписку с первопроходцами - северянами, - обратилась она к морскому министру, - и они обнадежили меня тем, что во льдах можно выжить, было бы продовольствие, порох, пули, ружья и здоровье. Все это, надеюсь, есть, и я не отступлюсь от поисков».

Леди Франклин на собственные средства и пожертвования сочувствующих снарядила и в 1850 - 1859 годы отправила в белое безмолвие три корабля. Появились результаты столь отчаянного броска. Так, в наледях острова Бичи нашли резервный склад продуктов и три могилы. Эскимосы передали поисковикам серебряную утварь с монограммами Франклина и заверили, что видели белых людей, волокущих по льду груженые шлюпки...

Надо ли говорить, что даже столь скудные сведения окрылили леди Франклин. «Продовольствие не было тронуто, следовательно, у путников в снеговых схронах его достаточно, следовательно, не стоит опускать руки, сдаваться», - вновь пишет она морскому министру. Не напрасно! 1 июля 1857 года капитан Мак-Клинток повел фрегат «Фокс» по уже знакомому пути. Отряд этого опытного судоводителя встал на две зимовки вместо запланированной одной. Почему?

Вот свидетельства капитана: «Эскимосы, осыпанные предметами европейского быта, сознались в том, что большое трехмачтовое судно было раздавлено льдами и затонуло поблизости от острова Короля Вильгельма. Нашли мы замерзшие трупы членов команды Франклина, множество ружей, фарфоровый чайный сервиз и каменный гурий с бумагами, из которых узнали, что 12 сентября 1846 года свирепая природа все же сняла свою жатву: два экспедиционных судна оказались притороченными к ледяной бровке в 12 милях к северу от мыса Феликс. Без людских потерь не обошлось. Корабли, маневрируя в адских условиях, пробились к западному побережью острова Короля Вильгельма. Встал вопрос о второй зимовке. Это никого не устрашило - трюмы были забиты необходимым для жизни. Вторая зимовка прошла ровно. Группы полярных разведчиков периодически покидали суда, чтобы изучать чуждый мир. Но 11 июня 1847 года скоропостижно скончался Джон Франклин. Вскоре начала угрожающе потрескивать оснастка судов: льды наступали, давили. Сменивший Франклина Роудон Крозье, капитан «Террора», понял, что рассчитывать на интенсивное летнее таяние льдов не приходится: третья зимовка наверняка пройдет в дрейфе на юг, что будет убийственным, так как запасы продовольствия и топлива иссякают. Вынужденная зимовка все же состоялась, унеся жизни 9 офицеров и 12 матросов».

Далее Мак-Клинток, ссылаясь на судовой журнал Роудона Крозье, рассказывает, что 22 апреля 1848 года 105 офицеров и матросов покинули гибнущие суда и отправились в южном направлении. Была поставлена задача - достичь форта Резолюшн. По истечении третьих суток отряд ступил на землю. Но на что надеяться, если нет сил? Только на эскимосов, выменяв на какие-нибудь безделушки свежее мясо. Но эскимосов не было. На мысе Франклина самых больных и слабых оставили, пообещав, если переход окажется успешным, прислать подмогу... Вскоре опять установили палатки, опять оставили в них больных. Появились эскимосы, щедро поделились мясом, но несмотря на мольбы обреченных, вести к форту отказались, сославшись на то, что никогда не видели этого места, не бывали там. Конец полярников был ужасным. Часть их все же дошла до мыса Ричардсон, разбила лагерь и... замерзла. Годы спустя эскимосы показывали старый котел, в котором, уверяли они, полуживые участники экспедиции варили своих умерших...

И вот наступил 1878 год, тот самый, когда была снаряжена еще одна поисковая экспедиция. Современный историк освоения Севера Джералд Хислоп охарактеризовал ее как навязчивую, тщеславную, непродуктивную идею найти бумаги Франклина, якобы размноженные и в виде копий сокрытые под камнями гурий. «Не нашли ничего и найти не могли, Север редко возвращает однажды доверенное ему», - пишет историк. Не пишет он почему-то о том, что весь прошлый век не прекращались попытки отыскать могилу Франклина, его бесценные полярные записки, наконец, реконструировать события трагического ледового похода.

Старт поискам в XX веке дал великий норвежец Рауль Амундсен, пройдя, как он полагал, по следам Франклина. От эскимосов он узнал, что белые люди захоронили своего предводителя в скальной пещере, замуровав ее. Эту пещеру Амундсену показали. Она была пуста...

Полвека спустя американский токсиколог Конрад Шкитальны высказал предположение о том, что сам Франклин и другие моряки погибли не столько от цинги, сколько из-за тяжелых отравлений свинцом: этим металлом запаивали швы на жестянках для пресервов крутого посола. Это мнение подтвердилось после эксгумации найденных на острове Бичи замерзших тел трех офицеров. Уровень солей свинца, выявленных в тканях их организма, в тысячи раз превышал безопасные пределы...

В 2003 году в одной из пещер, похожих на нору, обнаружили труп мужчины, облаченного в мундир морского офицера. Лицо его было обезображено. Уж не Франклин ли? «Нет, не Франклин - эскимос», - вынесли вердикт эксперты. Наличие мундира на аборигене объяснялось просто. Капитан «Террора» Крозье оставил в своем дневнике запись: «Мы хоронили наших товарищей, и однажды повстречали троих эскимосов, почитаемых племенных богачей, выряженных в одежду наших покойных. Возмутиться кощунством не посмели - эти люди выручили пропитанием».

Исходя из того, что чуть ли не ежегодно на поиски базового лагеря Джона Франклина отправляются отряды экипированных современными техническими средствами энтузиастов, можно надеяться, что им когда-нибудь улыбнется удача. Ведь почти каждый такой поход приносит результаты, порой уникальные. Например, в 1989 году эскимосы отдали в обмен на батарейные радиоприемники и электрические фонари одну из экспедиционных карт. Карте, похоже, нет цены, ибо на ней проложены маршруты пеших групп, координатно привязанных к корабельным зимовкам. Теперь поиск можно вести не вслепую. Находки, если они появятся, окажутся в первозданной сохранности. Ведь вечные льды - самый надежный холодильник.
Публикации / Приключения / По следам экспедиций /
Будущее России
Гринвэй-Тур
Твой день
Чудо-радуга

2005-2007 ©
2005-2007 ©
Досуг в Екатеринбурге: Рейтинг сайтов

Реклама: