Публикации
Полезные советы
Энциклопедии
Школа мастерства
Каталог сайтов
Женский портал

Пять шаров

Московская Горка





Юмор
Развлечения
Затейник
Сценарии от Зайцева

Виктория

Матроскин (Центр)




Главная
Фото & Видео
Сауны
Карта сайта
Свадебный марафон
Информационно-познавательный портал
Услуги
Магазины
Афиша
Выставка
Артисты

Имидж и красота
Восточная палитра
С легким паром!
Лысая горка
Массаж и релакс
Массажисты Урала
Будь здоров!
Солист

Публикации / Тайны Земли / Мистика /
Портрет Борджиа
Автор: Соломон НАФФЕРТ

Статья опубликована в журнале НЛО № 1-2 (2007)

Размещение на сайте – декабрь 2007 г.



Артисты часто говорят, что воплощать на сцене негодяев гораздо легче, нежели безупречных героев: образ негодяя выходит убедительным, ярким, живым, а идеальный герой, как ни старайся, все картонный персонаж на ходулях. Поэтому герою умные сценаристы непременно добавят пару-тройку отрицательных черт - для живости.

То же и в литературе: величайшее произведение российской словесности, поэма Гоголя «Мертвые души» оборвалась на первом томе. Плохие помещики вышли натурально живыми, добродетельные же «отцы крестьянства», показ которых наметился во втором томе и кому планировалось полностью отдать том третий, получились настолько слабыми и нарочитыми, что совершенно не удовлетворили взыскательного автора.

Не избежали этой проблемы и художники.

Знаменитый Александр Андреевич Иванов двадцать лет работал над эпическим полотном «Явление Христа народу». Сотни набросков, эскизов, вариантов украшают лучшие музеи мира, однако умер художник разочарованным. Иванов надеялся, что созерцание его картины преобразит и отдельных людей, и человечество в целом. Не получилось. Однако другая картина великого художника оказала куда более мощное воздействие на окружающих, но ее не найти в музейных каталогах.

Осенью 1839 года Александр Андреевич заболел, двенадцать дней пролежал в лихорадке. Как только силы позволили вернуться в мастерскую, он за один день нарисовал по памяти портрет довольно необычного субъекта: роскошно одетого старика с лицом волевым, умным и благородным. Но стоило по-внимательнее присмотреться, и сквозь благородство начинали проступать совсем иные черты - отталкивающие и зловещие. Знакомым Иванов объяснил, что видел старика в бреду во время болезни.

Портрет поначалу возбуждал у зрителей интерес, но спустя самое непродолжительное время приводил в нервическое, тревожное состояние. Николай Васильевич Гоголь не в шутку утверждал, что изображен на холсте не кто иной, как Родриго Борджиа, отъявленный злодей и отравитель, известный миру под именем Папы Александра VI. Более того, Гоголь в течение месяца не мог уснуть - боялся во сне встретить гнусного старика. В конце концов он упросил Иванова уничтожить портрет.

Художник тоже чувствовал, что старик - не совсем то, к чему он стремится, и однажды ночью портрет сжег. Так он, во всяком случае, уверял друзей.

Но, вероятно, Иванов, нуждаясь в средствах, портрет продал, поскольку тридцать лет спустя картина появилась в частном собрании Витто-рио Д'Амбеле, коллекционера средней руки. Несколько раз портрет менял хозяина. За картиной тянулся шлейф достаточно мрачных историй. Впрочем, подобные истории часто сочиняют сами коллекционеры, чтобы добавить значимости своим приобретениям.

В середине двадцатых годов прошлого века портрет Папы Александра VI работы А.А.Иванова преподнесли среди прочих подарков уважаемые граждане города Милана любимому вождю итальянского народа Бенито Муссолини. Дуче портрет оценил и приказал повесить в своем кабинете. Возможно, он черпал вдохновение, созерцая легендарного злодея, или просто хотел прослыть знатоком искусства, как это часто бывает с пробравшимися во власть выскочками.

После оккупации Италии союзными войсками множество ценностей тем или иным путем стали переправлять за океан, в Соединенные Штаты Америки. Иногда нелегально, но зачастую с сохранением видимой законности: конфискованные у фашистских бонз картины продавались с аукциона «для своих» или покупались за гроши у лиц, подозреваемых в пособничестве фашизму, взамен прекращая расследования.

Поэтому неудивительно, что «портрет старика» (Папу Александра VI решили не упоминать во избежание излишнего внимания) очень скоро оказался среди сотен иных полотен в частных домах видных граждан Соединенных Штатов. Картины-трофеи оказались очень удобными для скрытого взяточничества: не имея формальной оценки, они рассматривались как ничего не стоящие подарки от друзей-фронтовиков, в то время как рыночная стоимость картин составляла изрядные суммы.

Проследить путь «портрета старика» по американской земле сложно, всплыл он лишь в ходе расследования смерти Нормы Бейкер, более известной под именем Мэрилин Монро. Картина располагалась в комнате, где было найдено тело самой популярной американской актрисы. Портрет тут же изъяли и далее о нем предпочитали не упоминать: картина оказалась собственностью семьи Кеннеди и якобы дана была Мэрилин на время для «создания необходимой атмосферы» при подготовке новой роли.

Теперь «старик» нашел пристанище в Белом доме, впрочем, не надолго. После убийства Джона Кеннеди картину на память забрал его брат Роберт. Когда же и он пал от руки убийцы, следы картины потерялись, но есть все основания думать, что «неизвестный старик» кисти русского художника Иванова по-прежнему остается во владении несчастного семейства.

Так считает американский искусствовед русского происхождения Пол Устинов. Даже сама судьба семейства Кеннеди, утверждает он, во многом связана с портретом. Никакой мистики, ничего сверхъестественного, пишет он, просто произведения великих мастеров живописи, к которым, безусловно, можно отнести А.А.Иванова, способны активно воздействовать на психоэмоциональную сферу человека - как и музыка, и поэзия, и другие виды искусства. Известно множество фактов, когда лицезрение почитаемой иконы приводит к телесному исцелению, еще чаще оно укрепляет дух, вселяет бодрость и надежду, прогоняет тоску и уныние. «Портрет старика» - есть «икона с отрицательным знаком». Изображение не воодушевляет, а угнетает, не исцеляет, а вызывает болезнь, ведет не к свету, а ко тьме.

И лучшее, что можно придумать, - отдать такие произведения самой тьме. По сведениям, имеющимся у Пола Устинова, портрет Родриго Борджиа находится в темном запертом чулане одного из домов клана Кеннеди. Последние годы чулан этот не открывали ни разу...
Публикации / Тайны Земли / Мистика /
Конан
Салют
Dжон Корпоратив
Чудо-радуга

2005-2007 ©
2005-2007 ©
Досуг в Екатеринбурге: Рейтинг сайтов

Реклама: