Публикации
Полезные советы
Энциклопедии
Школа мастерства
Каталог сайтов
Женский портал

Царская трапеза

AVS Отель





Юмор
Развлечения
Затейник
Сценарии от Зайцева

Цветы Урала

Из Града Катерины




Главная
Фото & Видео
Сауны
Карта сайта
Свадебный марафон
Информационно-познавательный портал
Услуги
Магазины
Афиша
Выставка
Артисты

Имидж и красота
Кристалль
С легким паром!
Увильды
Массаж и релакс
Центр Аюрведы
Будь здоров!
Улыбка

Публикации / Тайны Земли / Сенсации наших дней /
«Матрица» - первый эксперимент
Автор: Валентин ПСАЛОМЩИКОВ

Статья опубликована в журнале НЛО № 17 (2006)

Размещение на сайте – июль 2007 г.



Искусственный разум захватил планету!

В шестидесятых годах прошлого века началось бурное развитие кибернетики и ЭВМ, и фантасты всех стран, дружно ухватившись за эту тему, стали безжалостно ее эксплуатировать. Вспомним хотя бы разумных роботов Айзека Азимова с «позитронными мозгами» и всех его подражателей. Но если Азимов наделил свой искусственный разум тремя законами робототехники, не позволявшими ему встать на путь конфронтации со своими создателями, то в других фантастических произведениях он вытесняет, а то и безжалостно истребляет все человечество и создает свою машинную цивилизацию. Советские фантасты были куда более оптимистичны, и только Станислав Лем из тогда еще социалистической Польши, вопреки этому общему оптимизму и увещеваниям тогдашних идеологов, все же пытался представить мрачные картины кибернетического апокалипсиса, начав с небольшого рассказа, в котором обретшая разум ЭВМ подчиняет себе своего создателя, и заканчивая романом «Непобедимый», где этот искусственный разум захватил всю планету.

«Тоннель под миром»

Но шли годы, ЭВМ развивались все стремительнее, увеличив свое быстродействие с тысяч до миллиардов операций в секунду, возник глобальный кибернетический квазимозг - Интернет, а вот страсти и опасения человечества по отношению к своему, пока еще электронному, конкуренту почему-то поутихли, мы благодушно впустили его чуть ли не в каждый дом, перепоручили ему важнейшие государственные и хозяйственные функции, включая оборонные. А кое-кто уже без него и вовсе жить не может.

Однако в самый разгар «кибернетических страшилок», где-то в 70-х годах, в СССР вышел редкий тогда сборник зарубежной фантастики «Тоннель под миром», в котором в одноименном рассказе появилась страшилка несколько иного рода, своей неожиданностью и оригинальностью сразу же привлекшая внимание любителей фантастики. Коротко содержание рассказа следующее. Некий западный обыватель случайно обнаруживает, что он вовсе не личность, а некая виртуальная игрушка, участвующая в каком-то социальном эксперименте реальных людей. В небезызвестной «Матрице» та же идея превращена в увлекательный блокбастер, но современный человек, избалованный многочисленными кибернетическими чудесами, все еще воспринимает и «Тоннель под миром», и «Матрицу» как обыкновенную фантастику. И даже появление новомодной философской концепции, что наш реальный мир - это всего лишь виртуальные объекты, выполняющие чьи-либо команды, оптимистически настроенным большинством населения не воспринимается всерьез. Хотя весьма настораживающе прозвучало известное высказывание Ванги, что судьба каждого человека жестко предопределена. Спрашивается - кем? Ответ здесь далеко не однозначен.

Мы снова услышим Высоцкого?

В недавно опубликованной в «НЛО» статье «Призраки на экране» мы рассказали о работах молодых программистов из России, перебравшихся в США и организовавших там творческую группу «Альфа», которая занималась разработкой программ для виртуальных кино- и телезрелищ. В начале - третьего тысячелетия виртуальные киногерои на экране - дело уже привычное: они заменяют заболевших или умерших во время съемок артистов и даже участвуют в откровенных сексуальных сценах, если актриса (есть в Голливуде и такие!) играть в них отказывается. Но наши талантливые ребята из «Альфы» решили пойти дальше. Ровно десять лет назад, посетив альма-матер, они дали интервью журналистам, из которого я хочу привести два весьма любопытных момента.

Вика Арсеньева:

- Что же касается нас, то мы хотели увидеть на экране Андрея Миронова в тех ролях, о которых он мечтал, но не успел сыграть. И Анну Герман с нашими и не нашими песнями, которые она хотела, но не успела спеть. И вновь услышать голос с хрипотцой Высоцкого, исполняющего балладу на современную тему. Во всяком случае, бессмертие, пусть и компьютерное, они заслужили.

А вот следующее ее высказывание даже я тогда расценил как чистую фантастику.

- У наших ребят есть еще одна бредовая идея. Слышали, что многие писатели жалуются: их герои при очередном развитии сюжета начинают выходить из-под контроля и вести себя не так, как хотелось бы автору. То есть начинают как бы жить самостоятельно. Вот они и хотят взять образы трех известных артистов, среди них того же Юла Бриннера, раз уж он есть в нашей программе, дать им в компанию трех симпатичных кинозвезд и поселить на необитаемом «компьютерном» острове. А затем посмотреть, кто с кем и как будет жить дальше.

Смысл сказанного дойдет потом, а в тот момент журналисты лишь пытаются шутить:

- Вот как раз Бриннера туда брать не стоит. Перестреляет своих соперников и останется на острове с гаремом!

- Все может быть, - смеется Вика. - Такой вариант тоже не исключен. То есть ребята из «Альфы» собирались создать такой информационно насыщенный виртуальный образ, чтобы не приходилось непрерывно манипулировать им «мультяшной» программой, а дать возможность действовать самостоятельно!

Начало виртуальной цивилизации

К сожалению, спустя два года «Альфа» распалась, не выдержав конкуренции с более агрессивными и нахрапистыми аборигенами. Но эта безумная идея не пропала. Спустя десять лет, в 2005 году, в ряде СМИ появилось еще недавно казавшееся фантастическим сообщение: создана программа, по которой в виртуальном мире будет жить тысяча искусственных личностей. Сеть из 50 компьютеров создаст некий условный виртуальный мир, в который запустят эту компанию тоже виртуальных, но уникальных личностей. Они будут существовать в нем поначалу как некое примитивное людское племя: двигаться, строить жилища и прочие объекты, добывать пищу и питаться, общаться между собой, заводить семьи и рожать детей.

Эти виртуальные личности будут способны на самостоятельное обучение, накопление опыта, например, в добыче пищи и общении с себе подобными. В таком общении, подобно дикарям, они поначалу будут использовать случайные звуки и слова. Однако авторы проекта надеются, что со временем это виртуальное общество выработает некий общий язык, который экспериментаторам предстоит понять и перевести. Они также надеются, что эти виртуальные личности разовьют свою оригинальную культуру, традиции и даже ритуалы. Возможно, и свою религию, в которой они будут воспринимать манипулирующего ими программиста как Бога.

Экспериментаторы не собираются вмешиваться в события в этом виртуальном мире и будут выполнять лишь роль наблюдателей.

Этот эксперимент, который можно считать первым шагом на пути к «Матрице», рассчитан на три года.

А теперь представьте себе, что какая-то сильно продвинутая виртуальная личность вдруг осознает, кем она на самом деле является и где находится тот мир, в котором она существует!
Публикации / Тайны Земли / Сенсации наших дней /
Айенгар йога
Катюша трэвел
Праздник всем
Школа культуры

2005-2007 ©
2005-2007 ©
Досуг в Екатеринбурге: Рейтинг сайтов

Реклама: таймер