Публикации
Полезные советы
Энциклопедии
Школа мастерства
Каталог сайтов
Женский портал
CasinoBestAU.com

Уральский рабочий

Северный шарташ





Юмор
Развлечения
Затейник
Сценарии от Зайцева

Деревянная мозаика

Галант




Главная
Фото & Видео
Сауны
Карта сайта
Свадебный марафон
Информационно-познавательный портал
Услуги
Магазины
Афиша
Выставка
Артисты

Имидж и красота
Мальва
С легким паром!
Карибы
Массаж и релакс
Шелковый путь
Будь здоров!
Стоматолог и Я

Публикации / Приключения / История пиратства /
Томас Кавендиш: флибустьер и картограф
Автор: Андрей НИКИТИН

Источник: журнал Колумб № 18 (2005)

Размещение на сайте – декабрь 2005 г.



История всемирного пиратства знает немало громких имен. Но из длинного списка легендарных флибустьеров как-то выпал англичанин Томас Кавендиш. Он родился в 1555 году в Шотландии и прославился во время каперской войны между Англией и Испанией 1585-1603 годов. К тому же он стал третьим флотоводцем после Магеллана и Дрейка, экспедиция которого совершила кругосветное плавание. Кавендиш оставил после себя интересные записки, где поведал изумленным европейцам о неведомых и загадочных странах, в которых ему пришлось побывать.

В погоне за славой Дрейка

21 июля 1586 года из английского порта Плимут в море вышли три корабля: «Желание», «Удовлетворение» и «Красавчик Хью». Снарядил их опытный капитан Томас Кавендиш. Образованный вельможа, эсквайр, он окончил колледж в Кембридже и был одержим манией открытия новых земель. Впрочем, его интересовал не только престижный статус первооткрывателя, но и более ощутимые материальные блага. А именно - золото и драгоценности. Как показала практика английских корсаров, отнять золото можно было у богатой Испании. Кастильские корабли тоннами перевозили драгоценный металл из Южной Америки, где его добывали, через Атлантический океан в Европу. Только с 1521 по 1550 год в метрополию было отправлено 35 тонн золота. За десять последующих лет Испания получила еще 47 тонн золота и более 300 тонн серебра.

Но блестящий желтый металл любили не только испанцы. Поэтому очень скоро пиратство превратилось в весьма прибыльный бизнес. Английские, французские, голландские корсары сбивались в шайки и нападали на испанские золотые конвои. Испанским транспортным кораблям - галионам - стало небезопасно плавать с драгоценным грузом. Поэтому испанцы ввели строгий порядок перевоза сокровищ в Европу.

Каждую весну из Испании в американские колонии отправлялась огромная флотилия - десятки судов с продовольствием и товарами. Обратно они везли золото. На всем пути галионы сопровождал конвой из военных фрегатов. И только в тихоокеанских портах золото оставалось без охраны.

Первым об этом прознал Фрэнсис Дрейк. Он сколотил небольшую флотилию, через Магелланов пролив проник в Тихий океан и ограбил богатые испанские города на побережье Чили.

Томас Кавендиш решил повторить успех легендарного флибустьера. Недаром в его экспедиции участвовали некоторые соратники Дрейка. Кавендиш набрал свою команду, состоявшую из ста двадцати отборных головорезов, и приобрел три корабля. Королева Елизавета I также вложила кое-какие деньги в это предприятие. Она дала Кавендишу еще одно задание: нанести на морские карты неизвестные острова, благоприятные течения, попутные ветры, и записать все это подробно в специальной книге. Перед выходом кораблей в море курьер доставил Кавендишу послание королевы с пожеланием счастливого пути.

Благополучно миновав острова Зеленого Мыса, англичане прошли вдоль Африканского побережья, а затем круто повернули в сторону Бразилии. Плавание проходило без особых приключений. Пользуясь относительным спокойствием, Кавендиш составлял карты берегов, замерял глубины и скорость течений, отмечая все это в журнале.

Магелланов пролив

6 января 1587 года Кавендиш достиг Магелланова пролива. Точной карты у него не было, поэтому судам пришлось двигаться почти вслепую по извилистому фарватеру, в полном тумане.

Пройти этот лабиринт не удавалось почти никому. Только великие Магеллан и Дрейк каким-то чудом проскочили его. Испанцы имели карту фарватера, но эти сведения были объявлены государственной тайной и тщательно засекречены.

После удачи Дрейка король Испании приказал построить в проливе форт и запереть его. На скалистый берег высадили четыреста солдат, началось строительство форта имени короля Филиппа. Но укрепление в проливе просуществовало всего два года. Потом закончились продукты, а вырастить что-нибудь на каменистой земле не удалось. В гарнизоне начался голод, затем цинга и дизентерия.

Когда Кавендиш приблизился к форту, он обнаружил только двадцать несчастных, голодных и почти голых испанских солдат, которые никакого сопротивления ему не оказали. Они отчаянно махали руками и, встав на колени, умоляли взять их с собой. Опытный Кавендиш решил взять этих несчастных, ведь они могли пригодиться как проводники.

В конце февраля корабли Кавендиша вырулили в Тихий океан, который встретил их мощным штормом. Казалось, борта вот-вот разлетятся в щепки под ударами волн. Когда буря утихла, англичане двинулись к берегам Чили. Испанского военного флота у западного побережья Америки не было. Испанцы наивно полагали, что Тихий океан - их собственная вотчина, и незачем содержать здесь дорогостоящие корабли.

У берегов Чили произошли первые стычки. Англичане захватили три судна, которые Кавендиш тут же сжег. Затем он штурмом взял город Пайту и тоже предал его огню. Кавендиш безжалостно расправлялся с захваченными судами и их командами. Во время этих боев он потерял «Красавчика Хью».

«Манильский галион»

В начале июля у берегов Калифорнии был захвачен очередной испанский корабль. От его капитана англичане узнали, что в этих водах со дня на день ждут знаменитый «манильский галион». Это было судно, которое перевозило ценности из Филиппин в испанскую Америку, и далее в Европу. Однако флибустьерам Кавендиша пришлось изрядно помаяться в засаде. Только утром 4 ноября 1587 года на горизонте был замечен парус. Вскоре англичане увидели очертания надвигавшегося огромного галиона «Санта-Анна», который снился пиратам всех морей в самых сладких снах. Корабль имел водоизмещение более 700 тонн и был под завязку набит золотом, серебром, драгоценностями. Заметив пиратов, испанцы подняли все паруса и обратились в бегство.

Погоня продолжалась целый день. К вечеру корсары догнали манильский галион и дали залп из всех пушек, сбив вражеские мачты. Штурм корабля продолжался еще четыре часа, при свете факелов. Англичане несколько раз бросались на абордаж, но испанцы сбивали их плотным ружейным огнем. Кавендиш, махая саблей, приказал трубить в горны и этим воодушевлять людей, но все было тщетно.

В конце концов пираты отцепили абордажные крючья и решили опять задействовать артиллерию. Ядра тяжелых орудий Кавендиша пробили борта галиона ниже уровня воды. И только тогда испанцы выбросили белый флаг.

На «Санта-Анне» пираты захватили огромную добычу: более ста двадцати тысяч золотых монет, несколько ларцов с драгоценными камнями, слитки серебра, китайские шелка, жемчуг и фарфор. Всех испанцев, захваченных на судне, а их было двести человек, в том числе женщины и дети, Кавендиш благородно высадил на калифорнийский берег. Сам же галион, громоздкий и тихоходный, он сжег.

Началась дележка богатой добычи. Одну восьмую, как и полагалось по уговору, Кавендиш взял себе, причем золотом. Цель, которую капитан поставил перед собой, была достигнута. Все расходы на экспедицию окупились сторицей. Надо было возвращаться домой.

Отчет о плавании

Возвратиться в Англию Кавендиш решил дорогой, проложенной еще Дрейком: через Филиппины, мимо островов Ява и Суматра. Затем пересечь Индийский океан и, обогнув мыс Доброй Надежды, вдоль западного берега Африки вернуться в Англию.

Блуждая между тихоокеанскими атоллами, флотилия попала в очередной шторм и потеряла «Удовлетворение». И никто никогда больше не видел этот тяжело груженный золотом пиратский фрегат. Таким образом, из трех кораблей у Кавендиша остался один. На борту «Желания» находились всего 45 матросов. Три месяца ушло на то, чтобы добраться до мыса Доброй Надежды. Здесь корабль опять попал в страшный шторм, недаром первоначально это место именовалось мыс Бурь.

На подходе к Англии Кавендиш стал готовить отчет о плавании. В нем капитан в духе времени писал: «Я прошел вдоль берегов Чили, Перу и Новой Испании, и везде наносил большой вред. Я сжег и потопил девятнадцать кораблей, больших и малых. Все города и деревни, которые мне попадались на пути, я жег и разорял. И захватил большие богатства. Самым богатым из моей добычи был великий корабль испанского короля, который я взял у Калифорнии, когда он шел с Филиппин. Это один из самых богатых товарами кораблей, которые когда-либо плавали в этих морях».

9 сентября 1588 года «Желание» бросил якорь в порту Плимута. На пристани Кавендишу и его спутникам устроили торжественную встречу. Затем удачливого флибустьера приняла сама королева в Лондоне. Здесь прекрасно понимали научное значение его плавания и оценили не только сокровища, но и географические карты, составленные пиратом-капитаном. Так закончилось третье в истории человечества кругосветное путешествие. Кавендиш обогнул земной шар за два года и пятьдесят один день.

В августе 1591 года Кавендиш отправился в очередное плавание. Но, как говорится, нельзя дважды войти в одну и ту же воду. Во время второй экспедиции Кавендиш поссорился с командой, от огорчения тяжело заболел и умер прямо на корабле.
Публикации / Приключения / История пиратства /
Айенгар йога
Катюша трэвел
Dжон Корпоратив
Брайтон

2005-2007 ©
2005-2007 ©
Досуг в Екатеринбурге: Рейтинг сайтов

Реклама: