Публикации
Полезные советы
Энциклопедии
Школа мастерства
Каталог сайтов
Женский портал

Кафе AVS Отель

Уральский двор





Юмор
Развлечения
Затейник
Сценарии от Зайцева

Деревянная мозаика

Матроскин




Главная
Фото & Видео
Сауны
Карта сайта
Свадебный марафон
Информационно-познавательный портал
Услуги
Магазины
Афиша
Выставка
Артисты

Имидж и красота
Каприз Королевы
С легким паром!
Реус
Массаж и релакс
Центр Аюрведы
Будь здоров!
Дентал-Практик

Публикации / Приключения / Человек в экстремальной ситуации /
Великолепная семерка
Автор: И. НАУМОВ

Источник: журнал Колумб № 12 (2005)

Размещение на сайте – ноябрь 2005 г.



Очередной август принес нам очередное потрясение. И вновь тревожные новости мы ждали и получали из морских глубин. Даже появление НЛО в небе над Москвой и Ленинградской областью ушли далеко на второй или третий планы. Вновь речь шла о жизни лучших представителей нашего распадающегося общества - о военных, чья доля тяжела и полна лишений. Автором сенсации стал Тихоокеанский военный флот. Правда, теперь все закончилось благополучно, без похоронных маршей и слез, слава Богу. В том смысле, что наших моряков спасли, причем сделали это настоящие морские волки, чья моряцкая слава распространяется на многие века, - англичане, за что земной им поклон от всей Руси.

Такой проверке, какая случилась у берегов Камчатки с нашим ископаемым (ему уже четверть века) батискафом «Приз» с бортовым номером АС-28, не пожелаешь и врагу. Командиром мини-субмарины является 25-летний капитан-лейтенант Вячеслав Милашевский. А еще ранее ее командиром был отец Вячеслава. Сослуживцы Милашевского-младшего в один голос утверждают, что капитан-лейтенант слывет асом своего дела и идеальным знатоком данной машины. Этот офицер не мог допустить ошибки, а если и совершил ее, то значит, он попал в сверхсложные обстоятельства, в непреодолимую передрягу...

Если анализировать все детали ЧП, то следует признать: англичане, бывшие наши противники по холодной войне, спасли не только наших горемык-моряков, но главным образом, репутацию российской власти, флота и чиновников.

После трагедии с «Курском» наш флот обзавелся-таки наконец-то спасательной техникой самого высокого класса. К примеру, у тех же англичан мы закупили аппараты Venom. Он по своим техническим характеристикам лучше и современнее аппарата Scorpio, который и выпутывал наш многострадальный «Приз». Другое дело, что российские специалисты, работающие на Venom, в момент ЧП с батискафом все поголовно находились в отпуске, видимо, все были уверены в непотопляемости наших подлодок. А та команда, которой поручили заменить специалистов-отпускников, со своей задачей по спасению «Приза» справиться не сумела. Да и как было им справиться с такой задачей, если они этот ядовитый Venom едва ли не впервые в жизни видели? Подводный аппарат под их чутким руководством быстро вышел из строя, и ЧП грозило медленно и тихо трансформироваться в трагедию.

Батискаф «Приз» с семеркой отважных моряков запутался в сетях, не сумев самостоятельно перерубить их, к тому же на винт намоталась антенна системы берегового наблюдения, и мини- субмарина камнем пошла ко дну.

В тот же день командование Тихоокеанского флота предприняло попытку спасти положение, запустив в пучину Venom (он находился на сопровождающем «Приз» судне «Георгий Козьмин») с подводниками-любителями на борту. Попытка, как мы знаем, закончилась полным фиаско.

Скоро выяснилось: чтобы доставить на место аварии другой спасательный аппарат класса Venom, понадобится порядка недели (в лучшем случае), ибо находится сей спасатель на другом конце страны. Мы такие аппараты умеем доставлять в космическую эру только на паровозах. Иными словами, пиши пропало.

А в это самое время на батискафе «Приз» шла обычная работа, так, во всяком случае, вспоминают об инциденте сами подводники. Им оставалось надеяться только на собственные силы, самообладание, на выручку товарищей, находящихся наверху, и на чудо. Первым делом подсчитали количество кислородных патронов. Их оказалось всего 15 штук. Но товарищам «сверху» передали сообщение: «У нас 14 патронов», - чтобы там наверху пошевелились.

Каждый такой регенерационный патрон способен обеспечить семерых взрослых мужчин кислородом лишь на 8-9 часов. Это - по уставу. А на деле приходилось использовать каждый из них, пока в глазах не потемнеет. Растягивали каждую болванку на 12-15 часов. Для этого приходилось ограничивать себя в движении (и это при температуре плюс 5 градусов) и меньше открывать рот: «... отставить разговоры...».

Старый, забытый нерадивым (а быть может, запасливым и предусмотрительным) боцманом с погонами мичмана пакет с черствыми сухарями порой может показаться человеку целым состоянием и пищевым арсеналом. Продовольственное эльдорадо обнаружил мичман Белозеров. По этому поводу его и назначили «хлеборезом» - ответственным за питание личного состава.

Рассчитывая запас «еды», если сухари можно считать продовольствием, Сергей Белозеров исходил из самых примитивных законов и правил арифметики, которые, в конечном счете, помогли экипажу экстремальной подлодки выжить. В пересчете на запас кислорода получалось, что каждый подводник может потребить в сутки по сухарику граммов по 100-150 и выпить по 70-80 граммов пресной водицы. Любопытно, что экипаж «Приза» не проклинал неведомого и далекого «зампотылу», а весело шутил над пайком и мичманом Белозеровым, называя его кормильцем, барменом или официантом. Это говорит о высочайшем мужестве и самообладании моряков-подводников. Вероятно, только так и можно было не свихнуться в холодном и неподвижном батискафе, ожидая помощи сверху.

Сухарик и полстаканчика воды... да любой избалованный цивилизацией европеец от ознакомления с таким скудным меню отбросил бы ноги, но не русский моряк. Платоны Каратаевы еще в стране не перевелись. Русского человека, сколько ни бери на измор, а он сдаваться не привык - не такое у них, моряков российских, воспитание.

Вы бы смогли заснуть на полумертвом батискафе отечественного производства, мирно лежащем на дне залива Березовый, зная историю подлодки «Курск»? А семерка наших подводников умудрялась спать.

- Таким образом мы экономили силы и кислород, - объяснял позднее капитан-лейтенант Милашевский.

Следует напомнить, что костюм российского подводника представляет собой обычный комбинезон на синтепоне. У моряков в распоряжении оказалась утепленная кожаная куртка (одна на всех), вот она и согревала им душу и тело... по очереди. Куртку надевал только тот, кто заступал на вахтенное дежурство. Естественно, что каждый из подводников ждал своей смены с нескрываемым нетерпением.

Так шло время, и таял запас кислорода. Регенерационный патрон меняли, только когда в глазах темнело от затрудненного дыхания. Спасут, не спасут...

Сложно теперь предполагать, как развивались бы события далее, если бы не жена одного из моряков, боровшихся за батискаф и за жизнь на дне морском. Отчаянная женщина наперекор всем правилам и советам высокого начальства (не поддаваться панике) позвонила на одну из местных радиостанций и рассказала об аварии батискафа «Приз».

В свою очередь журналисты подняли целую бурю, которая стала угрожать трагедией уже адмиралам и политикам. К нашему счастью, о беде российских подводников узнали иностранные СМИ. И между прочим, они вещали о нашем горе весьма тактично и профессионально, не позволяя себе ерничать и злословить.

Свою помощь по спасению жизней семерых моряков и допотопного батискафа с издевательской кличкой «Приз» (по-английски - bonus) предложили военно-морские министерства Японии, США и Англии.

Если нашим спасателям необходимо потратить на доставку Venom в район аварии не менее 7 суток (это не их вина, а наша общая беда) в то время, когда кислорода на «Призе» менее чем на 100 часов, то англичанам на все про все понадобились считанные часы. Команда спасателей Scorpio получила телефонный звонок из министерства обороны Великобритании в пятницу (5.08.05) в 19.00 (по Москве), а уже в 23.00 восемь английских спецов, распевая Back in The USSR, вылетели со своей мини-субмариной из Глазго в Россию.

Англичане действовали быстро, решительно и хладнокровно. Они сделали свое дело, хоть и спасать людей им довелось впервые!

Перечислим английских моряков-героев поименно, хоть они и большего заслуживают: командир - Стюарт Долд, операторы Чарльз Силлетт, Питер Натталл, Уилл Форрестер, инженеры - Алан Хезлоп, Найджл Пайн, Маркус Кейв и Дэвид Бурк. Их подвиг и их работа - немой укор России как державе.

А правительство Великобритании, между прочим, как дядя Степа, наотрез отказалось принять деньги за спасение российского батискафа «Приз»: «Мне не нужно ничего: я задаром спас его...».

Итак, все обошлось. Жизни наших моряков спасены. Это самое важное, все остальное уходит на второй план...

Р.S. Начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Владимир Масорин заявил, что экипаж АС-28 в полном составе - Валерий Лепетюха – капитан 1 ранга, Вячеслав Милашевский - капитан-лейтенант, командир батискафа, Александр Иванов - старший лейтенант, Сергей Белозеров - старший мичман, Анатолий Попов -- старший мичман, Александр Уйбин - мичман и Геннадий Болоний - заместитель директора ЦКБ «Лазурит» - представлены к награждению орденами Мужества.
Публикации / Приключения / Человек в экстремальной ситуации /
Наш дом
Клуб Шишки
Аттракционы
Фэн Шуй

2005-2007 ©
2005-2007 ©
Досуг в Екатеринбурге: Рейтинг сайтов

Реклама: