Публикации
Полезные советы
Энциклопедии
Школа мастерства
Каталог сайтов
Женский портал
CasinoBestAU.com

Антрэ

Бильярдная





Юмор
Развлечения
Затейник
Сценарии от Зайцева

Privilege

Чибис




Главная
Фото & Видео
Сауны
Карта сайта
Свадебный марафон
Информационно-познавательный портал
Услуги
Магазины
Афиша
Выставка
Артисты

Имидж и красота
Сити-Стиль
С легким паром!
Реус
Массаж и релакс
Трина
Будь здоров!
Солист

Публикации / Публикации СМИ Екб / Отдых и развлечения /
Под рев игрушечных моторов
Автор: Богдан Кульчицкий
Источник:
Деловой квартал № 508, Сентябрь, 2005

Размещение на сайте – октябрь 2005 г.



Мастерить самолетики или запускать машинки с моторчиками не такое уж детское занятие. В мировых масштабах радиоуправляемые модели — серьезный бизнес с многомиллионными оборотами. Ростки коммерциализации этого увлечения пробиваются как в России в целом, так и в Екатеринбурге. Многолетняя история моделизма в бывшей Стране Советов просто обрекает «радиоуправляемый рынок» на успех и высокий спрос.

Наследники ОСОАВИАХИМа

Бизнес на радиоуправляемых моделях (RC-моделях) создают люди, мальчишками занимавшиеся в модельных кружках — мастерившие своими руками самолетики, машинки, кораблики. В советские времена таких кружков было предостаточно. И вот мальчишки выросли, сделали карьеру, добились успеха в бизнесе, но увлечение-то все равно тянет!

Олег Новоселов, директор магазина «Мир моделей»:
Года полтора назад тайком от жены купил на оптовке красивый самолетик за полторы тысячи рублей — в детстве увлекался моделизмом, но не летал аж с 1983 г. Попробовали с сыном — затянуло, стали приобретать более продвинутые самолеты. А потом заглянул в Интернет — увидел, как далеко ушел рынок RC, сколько всего сейчас можно найти. Посмотрел по сторонам, съездил в Москву и понял, что хоббистов достаточно много, — почему бы не заняться этим бизнесом?

Андрей Деркач, директор екатеринбургского филиала компании «ХоббиМастер», подтверждает, что большинство местных продавцов RC-моделей — увлеченные летчики или гонщики, досконально разбирающиеся в предмете. Для одних моделлинг — основной бизнес, для других — сопутствующий, как, скажем, для Олега Дубовицкого, директора магазинов «Саунд» и Uralhobby — в первом продается аудио-, видеотехника класса Hi-End, во втором — RC-модели.

Исключение — Андрей Трукан, открывший буквально на днях магазин Helicopter. До этого г-н Трукан был активистом гонок на внедорожниках. У него есть автомастерская, в которой «затачивают» зверские джипы, готовят их к off-road-соревнованиям. Оборудовать внедорожники интересно. Но однажды я, мои компаньоны и друзья, по заказу которых мы делали тюнинг, поняли, что достигли определенных спортивных высот, но появился технический предел. Когда дальнейшие вложения в автомобили уже не влияют на победу — крутить гайки и что-то навешивать бессмысленно и скучно. Я заинтересовался гонками на моделях-монстрах — это особый вид RC-машин, предназначенный для соревнований на пересеченной местности. Поездил сам, подсадил друзей… Затянуло, — говорит Андрей Трукан. Затем он открыл магазин и сервис-центр: монстры — то же, что и джипы: им нужен ремонт, запчасти, настройка, апгрейд и т.д.

RC-модели можно разделить на три класса: uni — игрушки для начинающих стоимостью $50-200, hobby — продвинутые модели с возможностью апгрейда по цене $100-2000 и pro — предназначенные для участия в соревнованиях высокого уровня среди спортсменов-профессионалов — от $3 тыс. и до бесконечности. Поскольку рынок моделлинга находится в стадии становления, основным спросом пользуются первые два сегмента.

По словам Андрея Деркача, 40% спроса приходится на начальные модели — человеку необходимо понять суть этого хобби, опробовать минимальные возможности: если сразу взять навороченную машину или самолет, есть риск не справиться с управлением, разбить модель и больше к этому не возвращаться. А процесс должен затягивать.

Виктор Смоленский, директор компании «Транском Екатеринбург»:
Первую автомодель купил, чтобы вспомнить детство. Раскрыл коробку, стал читать инструкцию, прикручивать одну деталь к другой, смотрю — получился редуктор. Потом еще один — уже полноприводное шасси. Запустил — ездит, глянул на часы — уже четыре утра. Так понравилось, что не смог остановиться: коробка передач, кузов, амортизаторы и т.д. За полгода у Виктора Смоленского появилось шесть гоночных машин, багги, монстр: У каждой модели масса возможностей для совершенства: заходишь на сайт — там написано, что и как делать: тут — алюминий, тут — карбон, тут — двигатель можно довести…

Особая прелесть моделлинга — сборка и улучшение ходовых и летных качеств своими силами. Покупаешь узлы, ставишь — машина звереет на глазах. Для испытаний и настройки (скажем, авто) продают специальные стенды: на них можно сделать все точные регулировки — от банального развала-схождения до ювелирной регулировки 4-тактного двигателя, повышающей его мощность. RC-модели по технической сложности практически ничем не уступают реальным аналогам. Машинка — снаряд, способный разогнаться до 100 км/ч за пару секунд, мотор мощностью в 2-3 л. с. дает 40000 об/мин со сладким для уха гонщика ревом. Самолет за семь секунд может вылететь за пределы действия передатчика, а это 1,5 км. Модели выполняют полную программу высшего пилотажа, на них устраивают воздушные бои, гонки по восьмерке между шестами или просто «дают красоту».

Виктор Смоленский:
Мне захотелось собрать все чемпионские шасси — машины, на которых профессиональные RC-гонщики выигрывали мировые кубки. Покупал под заказ — такая модель стоит 9-19 тыс. руб. без электроники и пульта — сегодня их у меня шесть. Затягивает страшно — забыл про сон, пивные посиделки и т.д. По земле уже научился ездить, сейчас тянет в небо — собираюсь купить вертолет. Потом, думаю, кораблями займусь.

Смена профиля — не такая уж редкость в среде хоббистов: осваивать что-то одно может истинно упертый коллекционер или человек, который мечтает выйти на высокий соревновательный уровень, — и тех и других можно пересчитать по пальцам. Остальные хотят новых ощущений. Это касается не только потребителей. Олег Дубовицкий: Мы с коллегой долгое время занимались гонками. Первоначально в Uralhobby преобладало автонаправление. Честно говоря ездить наскучило — переключились на полеты. Сейчас потихоньку стали продавать самолеты и вертолеты: наши навыки пилотов растут, модельная линейка усложняется.

RC-моделисты смотрят в небо, исходя и из финансовых соображений. Например, Андрей Клепенин, инженер-программист Екатеринбургского жирового комбината, весьма известный в местной автомодельной тусовке, начал летать потому, что ездить стало накладно: В среднем ежегодные затраты на техусовершенствование у продвинутого гонщика составляют $6 тыс. Когда понимаешь, что достиг определенного уровня, дальнейшее развитие требует еще больших вложений, а денег нет, — нужно что-то делать, стоять на месте нельзя. На самолеты можно тратить в среднем $1,5-2 тыс. в год, а удовольствие получаешь даже большее. К тому же летать можно круглый год, для этого не надо специально оборудованных площадок, как для гонок. Олег Новоселов подтверждает, что автомодели и запчасти к ним стоят на порядок дороже, чем самолеты. Но и бьются реже. Самолет если упал, то может разбиться вдребезги, но опять-таки его можно починить своими руками: рейки, пенопласт, клей.

Обкатка товара

По данным основных игроков рынка — московских дистрибьюторских компаний «Хобби-Центр», «Той-Хобби», «Пилотаж» — годовой оборот российского RC-рынка составляет примерно $3 млн. 60-65% объема продаж приходится на Москву и Подмосковье. Столичные операторы оптимистично прогнозируют, что в ближайшие два года обороты могут увеличиться в 1,5-2 раза. Сергей Киселев, заместитель управляющего сетью toyhobby.ru: RC-рынок сегодня похож на компьютерный образца 1992 г. или рынок продаж горнолыжного оборудования тех же времен. Спрос обозначен, но ставить продажи на поток или без оглядки осваивать регионы пока нельзя. Это новый для России бизнес, он должен получить поддержку, так как советская школа моделлинга из памяти людей не стираема. Если подкрепить тогдашнее увлечение современным оборудованием (а сделать это просто — предложение самой разнообразной техники велико), оно передастся по наследству, что существенно расширит рынок сбыта.

В качестве примера светлого будущего можно привести ситуацию на Западе: годовой оборот RC-индустрии в Европе составляет $300 млн, в США он близок к $400 млн. Продают модели и комплектующие к ним в основном американцы и японцы, размещая заказы на заводах Юго-Восточной Азии. В России подобной промышленности нет. В советские времена лишь несколько предприятий типа НПО им. Румянцева выпускали двигатели для моделлинга, но сегодня все сошло на нет. Вся техника поставляется в Россию через дистрибьюторские сети, базирующиеся в Москве.

Сергей Маневич, президент группы Alliance (бренд «Пилотаж»), сообщил, что в стране моделями нового поколения владеет около 4 тыс. человек, 80% из них живут в Москве. Что касается Екатеринбурга, корреспонденту «ДК» из бесед с продавцами и хоббистами удалось составить следующую картину: особо «отмороженных» (так сами себя называют активисты, участники и организаторы соревнований. — Прим. ред.) автогонщиков где-то десятка два, «спокойных» владельцев RC-авто — около сотни; RC-пилотов побольше: в активе — почти 50 авиамоделистов, основная часть которых включена в клуб при РОСТО, и примерно 300 запускают самолеты при удобном случае.

Андрей Трукан, открывая магазин, руководствовался такими соображениями: Екатеринбург отстает в развитии моделлинга от Москвы на три года. Чтобы реально представить ситуацию, необходимо взять столичные цифры, соотнести с численностью населения в городе и разделить на три. Мне кажется, мы будем догонять Москву как по количеству клиентов, так и по оборотам торговли примерно с той же динамикой, какую демонстрировал столичный рынок с 2002 г. Как стало известно из данных Светланы Новиковой, менеджера по работе с региональными дилерами «Хобби-Центра», количество клиентов в московских магазинах компании в течение последних трех лет увеличивалось ежегодно примерно на 40-50%. Число дилеров в регионах только за минувшие полгода выросло в полтора раза. Исходя из этого можно заключить: у рынка Екатеринбурга есть шансы повторить московский опыт.

Многие из екатеринбургских операторов изначально работали по дилерской схеме, обеспечиваемой московскими компаниями. Все по классике: выбираешь объем, получаешь скидку. К примеру, сегодня «Хобби-Центр» предоставляет серебряные дисконты (закупка до 50 тыс. руб./мес. — 15%) и золотые (закупка до 100 тыс. руб./мес. — 30%). Фирма за 8 тыс. руб. может продать франшизу, и дилер будет работать под ее маркой.

Андрей Деркач, чей магазин — золотой дилер «Хобби-Центра» и «Пилотажа», не отказываясь совсем от партнерства с ними, изменил свой статус и стал филиалом компании «ХоббиМастер», находящейся в подмосковном Жуковском. Возглавляет фирму его брат Борис. Быть дилером в чистом виде невыгодно: 15-30% скидка, которую дают региональным компаниям, не обеспечивает достаточной нормы доходности. Основную часть прибыли съедают транспортные расходы, аренда торговых площадей и т.д., работать приходится практически «в ноль», — говорит г-н Деркач. Минусы сотрудничества с москвичами, добавляет Олег Дубовицкий, касаются не только величины дисконта: Очень часто магазины в Москве, повинуясь желанию увеличить объем продаж, роняют цены, не выдерживают единой дилерской политики, когда «по всей стране все стоит одинаково».

При сегодняшнем развитии интернет-торговли клиент может купить тот же товар с доставкой дешевле, чем на месте. Олег Новоселов, ставя точку в малопривлекательности дилерской схемы для екатеринбургской розницы, подчеркивает: работа по такому договору — неплохой старт для новичка. У него появляется возможность осмотреться и примерить себя и свои возможности к рынку. Дальше следует развиваться иначе. Так, Олег Новоселов и его «Мир моделей» автономны: фирма закупает модели и комплектующие как оптовик у российских дистрибьюторов иностранных компаний, что, сколько и у кого — его дело. Олег Дубовицкий из Uralhobby формирует заказы на поставку техники либо в Китае и на Тайване, либо в Европе: Сегодня за границей достаточно наших соотечественников, которые могут скомплектовать поставку, получив все необходимое прямо у производителя, и за небольшой процент отправить по адресу. Благо подобный опыт у нас отработан на закупке аудио-, видеотехники. Компания г-на Дубовицкого через свой интернет-сайт продает модели в Москву, Питер, Челябинск, Тюмень, ХМАО с «доставкой до двери» почтовой службой EMS.

Компания «ХоббиМастер» в Жуковском — крупнейший дистрибьютор фирмы Lego. У нее обширная филиальная сеть по всей стране. RC-моделями занялись год назад, но в ближайшее время собираются получить статус дистрибьютора западных производителей и перейти в другую «весовую категорию». Для этого, отмечает Андрей Деркач, необходим оборот в год до $500 тыс. Пока екатеринбургский «ХоббиМастер» получает товар на продажу. В перспективе здесь будет организован региональный склад, направляющий модели в филиалы близлежащих областей. Просто так поставить RC-модели в магазин нельзя: девочки-продавцы, торгующие Lego, мало что смыслят в моделлинге и способах продвижения подобной техники. Когда найдем и обучим таких же энтузиастов, как мы, — бизнес развернется и в других регионах, — говорит г-н Деркач.

Хобби с расчетом на рентабельность

Чтобы организовать торговлю RC-моделями на хорошем уровне, по расчетам Олега Дубовицкого необходимо вложить около $50 тыс. в закупку техники, деталей, комплектующих, оборудовать склад, торговый зал, сделать сайт. О рентабельности своего бизнеса операторы предпочитают не распространяться. Этот бизнес не приносит ощутимого дохода — работа позволяет заниматься любимым хобби, кормить семью, платить зарплату сотрудникам — и все. Мы энтузиасты, которые находятся на уровне самоокупаемости и верят в перспективы, — говорит Олег Новоселов.

Дмитрий Бугров, начальник отдела рекламы и PR группы компаний «Юмакс», одного из лидеров RC-автомоделлинга в Екатеринбурге, считает, что развитие местных продавцов идет в правильном направлении: Их цены на уровне или чуть ниже московских. Они держат ассортиментный мейнстрим, но под заказ мигом привезут эксклюзивную модель. Можно, конечно, заказывать все через Интернет. Я иногда так и покупаю запчасти, если знаю, что они обойдутся заведомо дешевле. Но ведь прийти в магазин, повыбирать — особое удовольствие: поговорить с продавцом, посоветоваться насчет новинок, обязательно еще встретиться с каким-нибудь знакомым — одним словом, получить кайф от покупки.

Усредненный социально-экономический портрет идеального покупателя RC-моделей, на которого делают ставку продавцы, таков: состоятельный (месячный доход $1,5-3 тыс. и выше), успешный человек возраста 25-50 лет, обладающий достаточным для серьезного хобби временем.

Игорь Филимонов, директор ЗАО «Технотест»: Если модель мне нравится, по большому счету не важно, сколько она стоит, — у каждой свои возможности, и их хочется испытать. У меня несколько хороших самолетов, есть вертолет, гидроплан, бензиновый багги, которого ни у кого нет в городе. На все это я потратил примерно $12 тыс. и понимаю, что это не предел. Если модель ломается — чиню сам, нет времени — отдаю специалисту. К тому же эта тема весьма заразительна — я привлек в моделлинг около десятка своих друзей.

Большинство RC-модельных магазинов предоставляет услуги по сборке и ремонту. Расценки — 0,5-2 тыс. руб. Катастрофы происходят частенько, потому что новички недостаточно опытны — уверены Андрей Деркач и Олег Новоселов. У «бывалых» пилотов аварии редки. Начинать нужно с легких в управлении моделей. Планеры, тренеры — пусть на них не выполнить высший пилотаж, но риск разбиться минимален. Если же хочется сразу продвинутую модель, например «копию» или «пилотажку», — нужно учиться, иначе аварии не избежать, а починить самолет будет весьма сложно, — говорит директор «ХоббиМастера». Мы с Андреем беремся обучать новичков, — добавляет владелец «Мира моделей», — к передатчику ученика присоединяется передатчик тренера, и, если ситуация становится критической, он может вывести машину из пике со своего пульта. Конечно, это услуга платная — 200-300 руб./час: нужно выехать за город в поле, потратить время. Авиаторы-продавцы тут же заявляют в голос: Мы сами летаем, если собрались в поле, любой, кто к нам присоединится, получит бесплатную консультацию и помощь. У клиента нужно поддерживать интерес, прививать навыки, иначе он уйдет. За науку денег не берем — только за специально потраченное время.

Будущее за трассой

Дальнейшее развитие бизнеса, уверены игроки рынка RC-моделей, во многом зависит от популяризации этого хобби. В основном речь идет о соревнованиях, которые необходимо превращать в яркое шоу, способное заинтересовать зрителей. Опыт проведения таких мероприятий есть.

Первые гонки организовал Сергей Лобанов, бывший главный редактор журнала «Форсаж», ныне главред московского издания «Новый автомобильный журнал»: В 2002 г. мы устраивали показательные выступления арсишников в ТРЦ «Екатерининский». Купили специальные ковры, разметили трассы: участвовало около 15 человек, а посмотреть пришло 3000. Впоследствии произошел всплеск интереса к гонкам. Появилось немало адептов, но постепенно тусовка «сдулась» — не хватило организационной подпитки. Местные моделисты разобщены — самые продвинутые предпочитают ездить по федеральным соревнованиям, проходящим на специально оборудованных трассах. Такие есть в Москве, Владимире, Таганроге, Тамбове, Питере. Недавно асфальтированный автодром построили в Тюмени за счет муниципалитета. Дмитрий Бугров считает, что на общественных началах автомоделлинг не разовьется: Последнее яркое выступление прошло в 2004 г. на Дне города. Я был его организатором — при поддержке «Юмакса» и Банка24.ру. Утром мы перегородили улицу 8 Марта от Малышева до Ленина. Гоняли 20 человек. Зрителей было более трех тысяч. Постоянно проводить такие шоу никому не охота — головная боль. Костяк автомоделистов арендует спортзал в одной из школ, у нас есть свои ковры, и мы устраиваем локальные гонки. Такой подход, на мой взгляд, наиболее реален.

Впрочем, подобным образом поступают не все. Например, Виктор Смоленский создал крытую трассу во дворе свой дачи, где испытывает модели вместе с друзьями. Андрей Трукан вывозит любителей монстров-внедорожников в леса и там проводит импровизированные «покатухи».

С пилотным составом дела обстоят проще. Модельные соревнования устраивают 5-8 раз в год при поддержке РОСТО. Игорь Филимонов: Я любитель, но стараюсь не пропускать профессиональные состязания — это возможность проверить свои навыки пилота и похвалиться моделями. А для удовольствия можно летать где угодно и зимой и летом: над карьерами, водоемами, полями.

Как утверждают продавцы RC-моделей, они готовы построить асфальтированную гоночную и грунтовую внедорожную трассу с трамплинами, отбойниками и полосой препятствий. Андрей Деркач: Трасса не может находиться за чертой города, на нее мало кто поедет. Есть хороший участок в центре — парк на Малышева — Бажова, но получить разрешение на строительство от муниципалитета пока невозможно. В Европе, где популярность моделлинга на пике, гоночные трассы — заурядное явление, как у нас, скажем, фитнес-центры. В Штутгарте, где живет 1,2 млн человек, четыре трека, каждый из которых приносит владельцам до $200 тыс. в год. Виталий Струганщиков, вице-президент Российской федерации автомоделлинга, строит в московских Лужниках крытый трек стоимостью в $550 тыс. По его мнению, вложения можно отбить за 3-3,5 года. Доходная часть складывается из тренерской работы (300 руб./час), аренды дорожки (50-360 руб./час), проката машин (50-150 руб./ час), проведения мероприятий, рекламы, продажи билетов и букмекерской программы. К слову, тотализатор приносит львиную долю дохода на европейских треках.

Виталий Струганщиков: По увлекательности гонки моделей — нечто среднее между лошадиными и тараканьими бегами. Неофициально мы уже устраивали тотализатор: в заездах участвовало около 20 гонщиков. Самая большая ставка — $1,5 тыс., за три часа мы заработали $3 тыс. Минимальная прибыль с каждого заезда, по моим подсчетам, — 30% от общей суммы ставок.

Местные продавцы пока находятся в центре замкнутого круга — рост популярности моделлинга тормозится отсутствием современных трасс. Треки не строят, потому что считают: спрос на них недостаточно вызрел. Олег Новоселов подчеркивает, что ситуация сможет сдвинуться с мертвой точки, если количество хоббистов в Екатеринбурге перевалит за тысячу. Но это, скорее всего, будет происходить эволюционно в течение ближайших двух лет.


Сколько стоит погонять
(затраты RC-автолюбителя)
Собранная модель
начального уровня $100-500
Основные расходы на комплектацию
автомобилей с двигателем внутреннего
сгорания класса Hobby
Шасси $300-500
Двигатель $150-600
Рычаги подвески $7-10 (пластик)
$50 (металл)
Колеса
(диски+резина+вставки) $30-180
Накал свечи $5-6
Аккумуляторы $35
Комплект радиоуправления $120-240

Сколько стоит полетать
(затраты RC-авиалюбителя)
Модель самолета «Тренер» (комплект)
$120-250
Основные расходы на комплектацию
самолетов с двигателем внутреннего
сгорания класса Hobby
Двигатель $100-180
4-6-канальная аппаратура радиоуправления
(передатчик/приемник) $190-320
4 рулевые сервомашинки $50-70
Стартер $40-50
Стартовая панель $100-120
Винты (комплект) $25-30
Свечной накал $30-40
Топливная помпа $20-30
Публикации / Публикации СМИ Екб / Отдых и развлечения /
Федерация единоборств
Гринвэй-Тур
ЛеджЕро
Чудо-радуга

2005-2007 ©
2005-2007 ©
Досуг в Екатеринбурге: Рейтинг сайтов

Реклама: