Публикации
Полезные советы
Энциклопедии
Школа мастерства
Каталог сайтов
Женский портал
CasinoBestAU.com

Takeshy

Бильярдная





Юмор
Развлечения
Затейник
Сценарии от Зайцева

Авиамодельный клуб

Зеленый кот




Главная
Фото & Видео
Сауны
Карта сайта
Свадебный марафон
Информационно-познавательный портал
Услуги
Магазины
Афиша
Выставка
Артисты

Имидж и красота
Дом Красоты
С легким паром!
Радуга
Массаж и релакс
Эйфория
Будь здоров!
Хотэй

Публикации / Приключения / История пиратства /
Свистать всех наверх!
Автор: Артем ПЛАТОНОВ

Источник: журнал Колумб № 9 (2005)

Размещение на сайте – октябрь 2005 г.



Полундра, свистать всех наверх и якорь вам в глотку, вкус рома и «Веселый Роджер», полощущийся на ветру... В представлении многих историю пиратства наполняли романтические истории и героические авантюры. Давайте же посмотрим, как это было на самом деле...

Самые первые

Пиратство зародилось одновременно с мореплаванием - как только первый купец захотел на плоту или лодке перевезти свой товар, наверное, за соседним островом его уже поджидали разбойники верхом на бревне. Но пираты как организованная единица впервые заявили о себе только в V веке до н.э. Неудивительно, что финикийцы, впервые в мире изобретшие деньги, начали и организованный разбой на морях. Как бы то ни было, первым вождем пиратских ватаг был тиран острова Самос Поликрат (правил в 537-522 годах до н.э.). За рекордно короткое время он сколотил огромный флот, державший в страхе всех мореплавателей Эгейского моря. В конце концов такое положение вещей надоело Персии, тирана обманом заманили в Фессалию и там казнили.

Лишившись своего предводителя, пираты быстро опустились до уровня обычного (в отдельные периоды - даже каботажного) мелкого разбоя. Но вот после разгрома Карфагенской державы римлянами, когда на торговых путях больше не появлялись мощные и хорошо снаряженные карфагенские корабли, морской разбой развернулся с прежней силой. Особенно в нем преуспели пираты, избравшие своей базой Киликию - область Малой Азии севернее современной Сирии. Рим, не имевший толком военного флота, не мог ничего противопоставить набирающему обороты пиратству. Однажды разбойники захватили даже молодого Юлия Цезаря. Его удалось выкупить за огромную по тем временам сумму...

Все это продолжалось до тех пор, пока пираты, обнаглев окончательно, не напали на караван, везущий в Рим хлеб. В итоге в столице империи начался голод, и на волне гнева народ даже забыл о гражданской войне. В 67 году до н.э. по предложению народного трибуна Авла Габиния сенат поручил Гнею Помпею, к тому времени уже опытному полководцу, уничтожить пиратов. В его распоряжение предоставили необходимые средства, был произведен набор добровольцев для пополнения армии и флота. Вскоре в распоряжении Помпея находилась 120-тысячная армия и около 500 боевых кораблей.

Помпей за полгода уничтожил все базы пиратов в Средиземноморье, заодно сравнял с землей и главную крепость морских разбойников - Карацезум в Киликии. В итоге около 10 тысяч пиратов были убиты, более 20 тысяч взяты или сдались в плен, захвачено около 400 пиратских кораблей. Победы Помпея фактически положили конец пиратству времен античности. Отдельные корабли пиратов еще продолжали бороздить моря, но сколько-нибудь существенной угрозы они уже не представляли...

Следующими оставили свой след в истории норманны (они же викинги, они же варяги). Благодаря железной дисциплине и отличной выучке они смогли за сравнительно недолгое время пограбить Ирландию, Италию, Испанию и Византию. Вершиной их карьеры можно считать 1066 год, когда норманн Вильгельм Завоеватель покорил Англию.

На смену викингам пришли витальеры. Их база находилась на острове Готланд. Они являлись обычным сбродом беглых каторжников, разбойников и тому подобного народа. Грабеж витальерами побережья Балтийского моря продолжался до 1241 года, пока за них не взялся Ганзейский морской союз, которому такие наглые нападения на торговые суда встали поперек горла. Полностью же витальеры были уничтожены в 1401 году с помощью рыцарей-крестоносцев.

«Пятнадцать человек на сундук мертвеца»

В XV веке пиратство расцветает с новой силой - алжирцы принимаются за разбой в государственном масштабе, наводняя своими галерами все Средиземное море, а пираты (в основном французские и английские) с удовольствием набрасываются на испанские галеоны, везущие несметные богатства из открытой Колумбом Америки. В Карибском море пиратство превращается в основную профессию - такому количеству кораблей могли позавидовать, пожалуй, даже алжирцы.

Карибские пираты основывали на маленьких островах настоящие республики. Одна из таких республик долго существовала на острове Тортугуа. Члены этого содружества величали себя freres de la cote - береговые братья. Испанцы же называли их флибустьерами. Это название ведет свое происхождение от французского flibot - так первоначально назывались легкие пиратские суда. На это же время приходится и пик морского разбоя в Индийском океане, где основной базой пиратов стал остров Мадагаскар. Однако здесь пиратство носило вид колониальных разбоев и войны «все против всех».

Коренные изменения в самом понятии пиратства происходят в конце XVIII века. К этому времени места возможных стоянок флибустьеров были хорошо изучены, поэтому опасность их внезапного появления была значительно снижена. Да и капитаны военных кораблей накопили огромный опыт по защите конвоев и охоте за пиратами. Так что для морских разбойников настали тяжелые времена.

В те времена между Англией и Францией постоянно шли войны, поэтому идея привлечь отважных и умеющих драться пиратов на свою сторону всегда присутствовала в голове государственных чиновников. В итоге родился компромисс, имя которому - корсар. Отныне корсары (так пиратов на государственной службе именовали во Франции, каперами их называли в Германии, а приватирами - в Великобритании) служили своему государству и должны были получать от него специальное разрешение на грабеж. В разрешении говорилось, что данный корабль может вести боевые действия против торговых судов противника, а также устанавливался процент, который получало государство в случае успешной операции. В свою очередь, пират с такой бумагой получал гарантию, что в случае сдачи в плен его не вздернут на рее без суда и следствия, а будут обращаться как с военнопленным. Правда, старые привычки забыть трудно, и корсары частенько грабили всех подряд. Но правительство смотрело на эти выходки сквозь пальцы, наказывая лишь особо «отличившихся».

В XX веке подобный тип пиратства немного трансформировался и стал называться рейдерством. Особенно его практиковали немцы, не имевшие сильного флота, но воевавшие против Великобритании и США во время Первой и Второй мировых войн. Как показала история, урон торговым флотам союзников был нанесен поистине огромный, во много раз превышающий затраты на снаряжение рейдеров.

Но и в наше время пиратство не стало достоянием истории. То и дело в сводках новостей мелькают рассказы о нападениях на сухогрузы и контейнеровозы где-нибудь в Малаккском проливе, или в прибрежных водах Персидского залива, или вблизи Индонезии, острова Бали и вокруг Африканского Рога, около Йемена и Саудовской Аравии... Хотя, конечно, пиратство уже не имеет прежнего масштаба, но само явление существует и, похоже, будет существовать, пока жив торговый флот. Поэтому не будем ставить точку, а лучше поставим многоточие...
Публикации / Приключения / История пиратства /
FITWAY
Солнечный камень
Golfstreem
Амплуа

2005-2007 ©
2005-2007 ©
Досуг в Екатеринбурге: Рейтинг сайтов

Реклама: