Публикации
Полезные советы
Энциклопедии
Школа мастерства
Каталог сайтов
Женский портал

Пилигрим

Пещера





Юмор
Развлечения
Затейник
Сценарии от Зайцева

Карусель

Матроскин (Центр)




Главная
Фото & Видео
Сауны
Карта сайта
Свадебный марафон
Информационно-познавательный портал
Услуги
Магазины
Афиша
Выставка
Артисты

Имидж и красота
Мечта
С легким паром!
Уральский двор
Массаж и релакс
Tantric
Будь здоров!
Дента-Профи

Публикации / История Урала / Обряды и традиции /
Спас - всему час
Автор: О. ГОЛОВА,
зав. научно-просветительским отделом СОКМ
с использованием архивных материалов

Источник:
Свердловский Областной Краеведческий Музей

Размещение на сайте – сентябрь 2005 г.



Наступил август… Когда-то наши предки-славяне называли последний месяц лета добрыми словами – зарев, серпень, зорничник. В старой русской жизни август был шестым месяцем года, в 16 веке – двенадцатым, с 1700 года – восьмым. Но каким бы по счету август ни был, в поле от зари до зари трудилась, не разгибая спины, крестьянская семья.

Две-три недели мелькали на хлебной ниве женские косынки: мать жала серпом, а дочь или молодуха вязали снопы и укладывали их в крестцы, или бабки. Мужики махали тяжелыми «крюками» – косами, приспособленными к косьбе высоких хлебов….

Управившись с жатвой, крестьянин спешил приготовить лукошко и семена – наступала пора посева озимых. В сельских кузницах стоял звон – мужики ладили сохи и плужки к пахоте. В большой крестьянской избе всем находилось дело. А нужно было еще потрудиться на льняном поле, что бы пропустить краткую пору его теребения. И огородные грядки звали к себе – все тут поспевало. И сад уже тяжелел спелыми плодами.

И именно на август приходились почитаемые народом праздники христианского календаря – Спасы. Их три: 14 августа – «Спас на воде», 19 августа – «Спас на горе» и 29 августа – «Спас на полотне». Даже поговорка бытовала «Спас – всему час». К этому времени поспевает в основном все, что посеяно в поле, на огороде, на бахче, в саду и в лесу. И даже на пасеке пчелы наполняют свои соты медом «под завязку». Праздновались Спасы легко: столы крестьянские ломились от разнообразия различной растительной пищи. Не то, что минувший Петровский пост, когда кроме зеленого лука да щавеля нечего положить в крестьянское варево. Поэтому говорилось» «Петровка – голодовка, а Спасовка – лакомка».

В день первого Спаса крестьяне несли в церковь «святить» венки, сплетенные из колосьев, туго наполненных новых зерном, мед в сотах. Первый Спас так и называется – медовый. Официально в церковном календаре первый Спас именуется: «Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице». Этот праздник был установлен в 1164 году в память победы византийского императора Мануила над сарацинами. День первого Спаса празднуется как день «воздания почестей всякой влаге» - животворному источнику всех растущих плодов, питающих человека.

Второй спас – яблочный. Он совпадает с праздником Преображения Господня. С яблочным Спасом связано множество поговорок и примет, отражающих смену хозяйственных забот и погоды. Говорили: «Со Спаса Преображения погода преображается». Своеобразен обычай празднования второго Спаса. До этого дня крестьяне не ели никаких плодов, тем более яблок. Это считалось великим грехом. На обеденном столе главенствовали овощи. А яблоком полакомиться не позволяли даже детям. И будущим матерям не разрешалось до Спаса отведать яблока. Нарушительницу ждало суровое наказание на том свете – она и ее дети лишались яблока из райского сада. Дело в том, что яблоко считалось греховным плодом. Ведь змей-искуситель именно яблоком вверг во грех нашу прародительницу Еву. Первые яблоки надо было непременно освятить в церкви во время утреннего богослужения в День Преображения. В этот день к церквям в селах и городах яблоки подвозили возами. Возле церковных оград возникали яблочные базары. Священники выходили и кропили святой водой яблоки прямо в возах. Иные бойкие владельцы садов сбывали под сурдинку и падалицу, и яблоки, побитые градом. Но в этот день был самый большой спрос на фрукты. В последующие дни цены опускались до низшего предела. Поэтому яблочные базары бывали особенно шумными: одни норовили продать с «барышом», другие старались купить «с выгодой».

В связи с этим в ходу было такое присловье: Первый Спас – на воде стоять, второй Спас – яблоки едят, третий Спас – на Зеленых Горах холсты продают.

В дни третьего спаса устраивали торговлю холстами. Повсеместно отмечался обычай «Именинный сноп». Во многих селениях Великой Руси праздновалось окончание жатвы – Успенщина. Поселяне на мирскую складку варили пиво, резали барана, пекли пироги и сзывали родных и соседей на пир. Поселяне выходили в поле, обвязывали последней соломой все серпы и катались по жнитве, приговаривая: «живка, жавка! Отдавай мою силку на песть, на колотило, да на молотило и на криво воротило». После чего последний сноп, именинный, наряжали в сарафан и кокошник и с песнями несли на гостиный двор. Здесь их встречали и угощали обедом и вином. Две бабы несли именинный сноп на руках, а другие бабы и девки вокруг них пели и плясали. Придя во двор, одна выходила с веником и секла сноп с приговорами. Мужчины прихаживали с караваем от всего мира. Девушки из последних колосьев сплетали венки и с песнями клали их на головы почетных гостей, а тот, кто принимал венок, целовал девушку и угощал ее.

Так в старину праздновали на Руси Дожинки – окончание жатвы. Все это было в действительности и быльем поросло. Старина, старина! Как была ты мила нашим предкам, и как мы, их потомки успели скоро променять тебя на заморские причуды!
Публикации / История Урала / Обряды и традиции /
Бриз
Гринвэй-Тур
Dжон Корпоратив
Амплуа

2005-2007 ©
2005-2007 ©
Досуг в Екатеринбурге: Рейтинг сайтов

Реклама: